Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
Рейтинг крупнейших
рекламодателей
России
2023
Индустриальный партнер:
Партнеры:
Sostav оценил бюджеты топ-30 российских рекламодателей за 2022 год

В 2022 году расходы на рекламу тридцати крупнейших российских рекламодателей составили 181,5 млрд руб. без налога на добавленную стоимость (НДС). Это на 17% больше, чем в 2021-м — 154,2 млрд руб.

Sostav изменил методологию подсчёта сегментов «Интернет», что позволило впервые оценить долю программатик-размещений. Для того чтобы определить реальные объёмы закупок рекламы в диджитал-каналах, не учитывались вложения в поисковую рекламу со стороны компаний, которые располагают собственными рекламными платформами, таких как «Яндекс» и «Авито». Из тех же соображений в расчёт не брали инвестиции в рекламу в соцсетях от компаний, у которых есть свои социальные ресурсы, например, VK. Кроме того, в рейтинге не учитывались государственные органы и букмекеры.
  • В 2022 году показатель расходов топ-30 рекламодателей в диджитале вырос на 164% с 30 млрд руб. до 79,38 млрд руб. в связи с тем, что в подсчёт впервые включили программатик-рекламу. Всего по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем диджитал-сегмента в 2022 году составил 324,9 млрд руб. То есть доля инвестиций крупнейших рекламодателей в интернет относительно общего объёма рынка равняется 24%. Оценка полного интернет-сегмента от Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) значительно больше — 520 млрд руб. Если сравнивать инвестиции топ-30 с данным значением, их доля составит 15%.
  • Объём рекламных вложений в ТВ-сегмент почти не изменился. Сумма бюджетов топ-30 рекламодателей в этом канале составила 88,51 млрд руб., что на 1,6% меньше показателя 2021 года.
  • Вложения в прессу упали на 57% с 210 млн руб. до 90 млн руб. В общем объёме инвестиций в прессу — это чуть меньше 2%
  • В наружную рекламу топ-30 вложили 10,5 млрд руб. против 7,7 млрд руб. в 2021-м. Их доля от общего объёма рынка наружки — 22%.
  • Сегмент радио продемонстрировал незначительный рост. Инвестиции в этот канал выросли с 2,3 млрд руб. до 2,9 млрд руб. Доля инвестиций крупнейших рекламодателей в радиоканалы составила 20% от общего объёма сегмента.
Топ-30 крупнейших рекламодателей России 2023, млн руб. без НДС
Место Рекламодатель Всего ТВ Интернет Пресса OOH Радио #2022
1 СБЕР 22 720 10 570 10 473 34 1 189 454 1
2 ЯНДЕКС 14 430 5 203 7 928 1 264 35 3
3 ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) 10 089 4 588 4 761 4 691 45 2
4 TCS GROUP HOLDING («Тинькофф») 8 747 3 656 4 951 5 102 33 14
5 МТС 8 703 3 788 4 342 3 390 180 7
6 ВТБ 8 519 4 075 2 989 7 1 094 355 6
7 VK 7 703 3 278 3 326 0,5 926 172 22
8 X5 GROUP 7 020 4 045 2 418 5 409 143 13
9 МЕГАФОН 6 888 3 505 2 984 1 324 74 10
10 ТАНДЕР («Магнит») 6 756 4 354 2 022 3 240 137 25
11 TELE2 5 941 2 558 2 739 0,2 498 146 11
12 КЕХ ЕКОММЕРЦ («Авито») 5 680 2 547 2 385 3 688 58 -
13 АЛЬФА-БАНК 5 647 3 352 2 000 2 121 172 17
14 БИЛАЙН 5 423 1 642 3 289 0,1 410 81 26
15 WILDBERRIES 4 909 1 929 2 911 0,1 69 9
16 СОВКОМБАНК 4 876 3 421 1 433 23 20
17 М.ВИДЕО 4 809 1 748 2 598 423 40 4
18 ВКУСНО - И ТОЧКА 4 159 2 775 1 147 237 1 -
19 ОТИСИФАРМ 3 964 3 098 827 39 16
20 YUM! RESTAURANTS (KFC) 3 672 2 317 1 039 0,1 286 30 -
21 MERLION 3 595 1 158 2 417 0,3 20 -
22 РОСТЕЛЕКОМ 3 447 1 055 1 915 1 282 194 -
23 ЛЕНТА 3 405 1 288 1 332 2 449 334 -
24 ГАЗПРОМБАНК 3 380 1 942 1 070 7 143 218 -
25 ЦИАН ГРУПП 3 092 985 1 977 116 13 -
26 STADA CIS 3 011 2 311 694 2 4 -
27 БИННОФАРМ ГРУПП 2 854 2 227 587 9 10 22 -
28 ЧЕРКИЗОВО 2 789 1 761 972 0,3 56 -
29 АБИ ПРОДАКТ 2 737 1 721 965 51 -
30 ОТКРЫТИЕ (ФИН. КОРПОРАЦИЯ) 2 538 1 614 893 4 22 6 -

Млн руб. без НДС, расчет на основании данных Mediascope, AdMetrix, Digital Budget

Все медиаканалы

Тройка лидеров топ-30 осталась неизменной. Лидирует по-прежнему «Сбер», который нарастил бюджет на продвижение на 36% по сравнению с 2021-м — с 16,69 млрд руб. до 22,72 млрд руб. При этом ещё в 2019 году Сбербанк занимал лишь 25 позицию в рейтинге.

«Яндекс», обладатель бронзы прошлого года, поднялся на вторую строчку с бюджетом в размере 14,43 млрд руб. На третье место со второго переместился Ozon. Маркетплейс потратил на рекламу 10,09 млрд руб.

К тройке лидеров приблизился «Тинькофф Банк». Он поднялся с 14 строчки на четвёртую с рекламным бюджетом в 8,75 млрд руб.

Топ-30 покинули 12 зарубежных рекламодателей, которые прекратили рекламные инвестиции или работу в России в связи с геополитической ситуацией. Среди них Reckitt Benckiser, P&G, Mars-Russia, McDonald’s, Pepsi Co, Nestle, Ferrero, Sanofi Aventis, Volkswagen, GSK, Coca-Cola и Bayer Ag. Сумма их вложений в российский рекламный рынок в 2021 году составляла 49,6 млрд руб. — 32% от общего бюджета топ-30 в 2021 году.

Места ушедших зарубежных компаний в рейтинге в основном заняли отечественные. В 2022 году рейтинг вошли 13 новых рекламодателей, среди которых 12 — из России: «Авито», «Вкусно — и точка», KFC, Merlion, «Ростелеком», «Лента», «Газпромбанк», «Циан групп», «Биннофарм групп», «Аби Продакт», «Черкизово», «Открытие». Единственный зарубежный рекламодатель среди новичков — STADA CIS.

Объём вложений новых участников рейтинга — 44,36 млрд руб., составляет 24% от общего бюджета тридцати крупнейших рекламодателей.

Телевидение
Место Рекламодатель Бюджет (ТВ)
1 СБЕР 10 570
2 ЯНДЕКС 5 203
3 ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) 4 588
4 ТАНДЕР («Магнит») 4 354
5 ВТБ 4 075

Две первые позиции, как и в прошлом году, занимают «Сбер» и «Яндекс». Владельца брендов Air Wick, Calgon и Durex, британскую компанию Reckitt Benckiser, которая была на третьем месте, сместил Ozon. По сравнению с прошлым годом бюджеты кардинально увеличились у «Магнита». В прошлом году бренд занимал 21-ю строчку рейтинга по вложениям в ТВ, а в этом занял четвёртое место, нарастив инвестиции в ТВ-рекламу на 76%.

Интернет
Место Рекламодатель Бюджет (Интернет)
1 СБЕР 10 473
2 ЯНДЕКС 7 928
3 TCS GROUP HOLDING («Тинькофф») 4 951
4 ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) 4 761
5 МТС 4 342

Лидером в сегменте диджитал в этом году остаётся «Сбер» с годовым бюджетом в 10,47 млрд руб. Следом расположились «Яндекс» (7,92 млрд руб.) и «Тинькофф Банк» (4,95 млрд руб). Замыкает пятёрку лидеров МТС (4,34 млрд руб).

Наружная реклама
Место Рекламодатель Бюджет (ООН)
1 ЯНДЕКС 1 264
2 СБЕР 1 189
3 ВТБ 1 094
4 VK 926
5 ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) 691

В OOH-сегменте на первое место вышел «Яндекс» (1,26 млрд руб.), сместив «Сбер» — в этом году банк вложил в наружную рекламу на 35% меньше (1,19 млрд руб.). На третьем месте расположился ВТБ, который в этом году потратил на продвижение в ООН 1,09 млрд руб. Четвёртую позицию занял VK, поднявшись с 10-й строчки (926 млн). Компания увеличила расходы на ООН на 184%. На пятом месте разместился Ozon (691 млн руб.).

Радио
Место Рекламодатель Бюджет (Радио)
1 СБЕР 454
2 ВТБ 355
3 ЛЕНТА 334
4 ГАЗПРОМБАНК 218
5 РОСТЕЛЕКОМ 194

По вложениям в рекламу на радио вновь лидируют «Сбер» (454 млн руб.) и ВТБ (355 млн руб.). На третье место вырвалась «Лента» с инвестициями в радиоканал в размере 334 млн руб., впервые оказавшись в рейтинге тридцати крупнейших рекламодателей.

Пресса
Место Рекламодатель Бюджет (Пресса)
1 СБЕР 34
2 БИННОФАРМ ГРУПП 9
3 ГАЗПРОМБАНК 7
4 ВТБ 7
5 X5 GROUP 5

Расходы на рекламу в прессе значительно уступают вложениям в другие сегменты у всех рекламодателей. Лишь 22 игрока из топ-30 инвестировали в неё в 2022 году. Здесь вновь лидирует «Сбер», инвестиции которого составили 34 млн руб. По сравнению с прошлым годом банк урезал расходы на прессу на 35%. Инвестиции других игроков ещё ниже. «Биннофарм групп» потратила на рекламу в прессе 9 млн руб. Газпромбанк и ВТБ — по 7 млн руб, а владелец брендов «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик» и «Карусель» X5 Group — 5 млн руб.

Методология

ТВ

Оценка производилась на основе данных Mediascope по общим объёмам рекламы, размещённой в локальном, тематическом и национальном эфирах, включая спонсорские заставки и интеграции, а также по результатам опроса медиаагентств. При оценке стоимости учитывались закупаемые объёмы, телеканалы, баинговая аудитория, сетевые и орбитальные выходы, сезонность, длина роликов, выходы в прайм-тайм, выходные и праздничные дни.

Интернет

За основу расчета медийной рекламы, то есть баннеров и OLV, взяты данные офлайн-биллингов рекламодателей и результаты опроса агентств. Для оценки бюджетов перформанс-рекламы использовались данные о бюджетах, предоставленные компанией Digital Budget, основанные на алгоритмах и оценке Digital Budget и данных Similarweb. Перформанс включает в себя поисковую рекламу, рекламу в соцсетях, а также программатик-закупки. Бюджеты перформанс-рекламы суммированы с бюджетами медийной рекламы.

Для того чтобы исключить неоправданное увеличение бюджетов, не учитывались вложения в поисковую рекламу со стороны компаний, которые располагают собственными программатик-платформами, таких как «Яндекс». По тем же причинам в расчёт не брали инвестиции в рекламу в соцсетях от компаний, у которых есть свои соцсетевые ресурсы, например, VK.

Наружная реклама

Оценка производилась исходя из бюджетов рекламодателей с учетом коэффициента надбавки за формат размещения. Подсчет осуществлен на основе данных Admetrix и опроса медиаагентств, проведенного Sostav. Коэффициент надбавки за формат размещения: каждый формат, размещенный агентством, домножается на добавочный коэффициент, установленный в результате голосования агентств. Учитывались размещения в 50 городах, а также на трассах Московской области.

Пресса

При расчёте использовались данные Mediascope по общим объёмам рекламы, размещённым в печатной прессе в виде коммерческой рекламы и свободных вложений. В оценке бюджетов рекламодателей присутствовали национальное и локальное размещения (в Москве и Санкт-Петербурге) в прессе с учетом средней скидки для базовых и спецполос, полученной в результате опроса медиаагентств.

Радио

Оценка производилась на основе данных Mediascope и опроса медиаагентств, проведенного Sostav. Учтены закупаемые объемы и бартерные сделки. Расчёт бюджета каждого рекламодателя проводился по радиостанциям в соответствии со стоимостью минуты размещения на ней.

Комментарии
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.